ПАРТНЕР & БИЗНЕС. Сценарное планирование: в жизни, в работе, в бизнес-партнерстве
В этой статье доступно расскажу о методе сценарного планирования. Пригодится и в личной жизни, и в работе. А для тех, кто ведет бизнес с партнером – станет настоящим спасением от конфликтов.
Сценарий — это тщательно продуманный ответ на вопрос: «Что будет, если…?». Сценарий отличается от прогноза и видения. В отличие от них он дает возможность увидеть риски и управлять ими.
ПРИМЕР СЦЕНАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ
Подросток оканчивает школу и ему скоро выдадут аттестат. Сценарии для каких случаев обычно просчитываются?
- Поступаем в желаемый ВУЗ, и если проходим — подаем документы, учимся.
- Поступаем в желаемый ВУЗ, не проходим — подаем документы в «запасной», менее желаемый.
- Не поступаем никуда — идем работать.
Все эти сценарии понятны каждому и ни у одного родителя не возникает вопрос, зачем их продумывать и обсуждать со своим ребенком заранее!
СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РАБОТЕ: ИДЕАЛ
Представьте человека на госслужбе. Он официально трудоустроен, у него, пусть небольшая, но официальная зарплата, он точно знает, какой соцпакет предусмотрен.
Есть 24 дня отпуска. Если заболел, должен предоставить больничный и все дни будут оплачены. А если уходишь в декрет, то получишь четыре оклада + три года предприятие сохранит за тобой рабочее место.
Все сценарии продуманы и предусмотрены законодательной базой!
СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РАБОТЕ: ЧАСТНАЯ ФИРМА
В частной фирме сотрудник может быть оформлен официально, а может и нет. Часть зарплаты он может получать «по-белому», часть «по-черному». На сколько дней его отпустят в отпуск? Будут ли оплачивать больничные? Вопросов много…
Я не раз сталкивалась с предпринимателями, которые не разрабатывали подобные сценарии (правила) для своего коллектива и сотрудники находились в неведении. Что, при возникновении ситуаций, вызывало скрытые недовольства, возмущения, которые потом перерастали в неэффективную работу, обиды и конфликты.
В то же время я знаю бизнесменов, у которых такие сценарии есть. Коллектив уведомлен о них заранее! Дальше уже право каждого принять эти условия или нет.
Что касается нашей компании, у нас разработаны правила (сценарии) по очень многим случаям. И с каждым новым сотрудником мы их обсуждаем (например, часть официальных праздничных дней в нашей компании — рабочие).
СЦЕНАРИИ ДЛЯ ПАРТНЕРОВ ПО БИЗНЕСУ
Бизнес делят не только владельцы миллионных компаний. Это встречается и в среднем, и в малом бизнесе.
Один из сценариев, который должны разработать партнеры, это - определить принципы и механизмы продажи бизнеса (или его части), а также его ликвидации. Кстати, принципы и механизмы этих процессов очень понятно и прозрачно изложены в «25 правил ПАРТНЁРСТВА™».
«Развод» деловых партнеров может случиться на любой стадии развития бизнеса – и на старте, и на стадии зрелости. Основные причины:
- незнание реальных ожиданий друг от друга и, как результат, разное понимание целей и задач компании;
- не прописанные четко договоренности (устный договор или «как каждый сам себе понимает);
- непредусмотрительность – отсутствие договоренности о том, что делать в случае возникновения конфликтной ситуации;
- невозможность для одного из партнеров, по тем или иным причинам, выполнить взятые на себя обязательства;
- невозможность для одного из партнеров, по тем или иным причинам, осуществлять владельческий контроль.
ЕСЛИ НЕ ЗАПЛАНИРОВАЛИ ЗАРАНЕЕ
Когда партнеры приходят к решению о разделе бизнеса, они сталкиваются с тем, что алгоритм отсутствует и нужно создавать его с нуля.
Казалось бы, если речь идет о разделе бизнеса, его причины должны лежать чисто в экономической плоскости. Но в реальности это не всегда так. Зачастую все дело в личных качествах и психологии партнеров. Обычно стороны сначала тратят множество денег и времени на «войну», а за стол переговоров садятся только тогда, когда всем становится ясно, что средства, потраченные на борьбу, напрасны.
При любых обстоятельствах наилучшим способом раздела бизнеса является договоренность «по-хорошему». Это позволит партнерам сохранить время и деньги, а также сохранить репутацию делового человека.
Когда такого рода вопросы обсуждаются заранее, когда партнеры применяют метод сценарного планирования, все происходит «полюбовно», потому что каждый может оказаться в той или иной ситуации.
А ЧТО, ЕСЛИ ВСЕ ПРЕДУСМОТРЕТЬ ЗАРАНЕЕ?
Идеально, если партнеры заранее разрабатывают сценарии, которые, при наступлении различных ситуация будут для них инструкциями как действовать!
Обсуждение и прописание этих вопросов ГАРАНТИРОВАНО спасает бизнес и партнерские отношения от ненужных конфликтов. При возникновении той или иной ситуации, каждый из партнеров не «тянет одеяло на себя», а будет действовать согласно договоренности.
К сожалению, методику сценарного планирования в малом и среднем бизнесе применяют единицы. Это владельцы и управленцы с хорошо развитым стратегическим мышлением.
Список вопросов, по которым должны договориться владельцы-партнеры, не ограничивается перечисленными в этой статье. Количество и качество их обсуждения сильно зависит от уровня мышления владельцев и серьезного отношения к бизнесу.
Мы проанализировали и обобщили опыт сотен владельцев и партнеров и разработали 25 правил ПАРТНЁРСТВА, которые помогут совладельцам не потерять время, деньги и отношения, а сохранить и преумножить их.
В серии видеоуроков «25 правил ПАРТНЁРСТВА» START вы получите доступ к четырем обучающим видеоурокам, в одним из которых мы как раз и даем пример сценарного планирования для партнеров по бизнесу.
2015-06-10 14:08:00