ВХОДв закрытую зону
ЦЕНТР СИСТЕМНОГО РАЗВИТИЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ БИЗНЕСА

ПАРТНЕР & БИЗНЕС. Сценарное планирование: в жизни, в работе, в бизнес-партнерстве

[ПАРТНЕР

В этой статье доступно расскажу о методе сценарного планирования. Пригодится и в личной жизни, и в работе. А для тех, кто ведет бизнес с партнером – станет настоящим спасением от конфликтов.

Сценарий — это тщательно продуманный ответ на вопрос: «Что будет, если…?». Сценарий отличается от прогноза и видения. В отличие от них он дает возможность увидеть риски и управлять ими.


ПРИМЕР СЦЕНАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ


Подросток оканчивает школу и ему скоро выдадут аттестат. Сценарии для каких случаев обычно просчитываются?

  • Поступаем в желаемый ВУЗ, и если проходим — подаем документы, учимся.
  • Поступаем в желаемый ВУЗ, не проходим — подаем документы в «запасной», менее желаемый.
  • Не поступаем никуда — идем работать.

Все эти сценарии понятны каждому и ни у одного родителя не возникает вопрос, зачем их продумывать и обсуждать со своим ребенком заранее!


СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РАБОТЕ: ИДЕАЛ


Представьте человека на госслужбе. Он официально трудоустроен, у него, пусть небольшая, но официальная зарплата, он точно знает, какой соцпакет предусмотрен.

Есть 24 дня отпуска. Если заболел, должен предоставить больничный и все дни будут оплачены. А если уходишь в декрет, то получишь четыре оклада + три года предприятие сохранит за тобой рабочее место.

Все сценарии продуманы и предусмотрены законодательной базой!


СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РАБОТЕ: ЧАСТНАЯ ФИРМА


В частной фирме сотрудник может быть оформлен официально, а может и нет. Часть зарплаты он может получать «по-белому», часть «по-черному». На сколько дней его отпустят в отпуск? Будут ли оплачивать больничные? Вопросов много…

Я не раз сталкивалась с предпринимателями, которые не разрабатывали подобные сценарии (правила) для своего коллектива и сотрудники находились в неведении. Что, при возникновении ситуаций, вызывало скрытые недовольства, возмущения, которые потом перерастали в неэффективную работу, обиды и конфликты.

В то же время я знаю бизнесменов, у которых такие сценарии есть. Коллектив уведомлен о них заранее! Дальше уже право каждого принять эти условия или нет.

Что касается нашей компании, у нас разработаны правила (сценарии) по очень многим случаям. И с каждым новым сотрудником мы их обсуждаем (например, часть официальных праздничных дней в нашей компании — рабочие).


СЦЕНАРИИ ДЛЯ ПАРТНЕРОВ ПО БИЗНЕСУ


Бизнес делят не только владельцы миллионных компаний. Это встречается и в среднем, и в малом бизнесе.

«Развод» деловых партнеров может случиться на любой стадии развития бизнеса – и на старте, и на стадии зрелости. Основные причины:

  • незнание реальных ожиданий друг от друга и, как результат, разное понимание целей и задач компании;
  • не прописанные четко договоренности (устный договор или «как каждый сам себе понимает);
  • непредусмотрительность – отсутствие договоренности о том, что делать в случае возникновения конфликтной ситуации;
  • невозможность для одного из партнеров, по тем или иным причинам, выполнить взятые на себя обязательства;
  • невозможность для одного из партнеров, по тем или иным причинам, осуществлять владельческий контроль.

ЕСЛИ НЕ ЗАПЛАНИРОВАЛИ ЗАРАНЕЕ


Когда партнеры приходят к решению о разделе бизнеса, они сталкиваются с тем, что алгоритм отсутствует и нужно создавать его с нуля.

Казалось бы, если речь идет о разделе бизнеса, его причины должны лежать чисто в экономической плоскости. Но в реальности это не всегда так. Зачастую все дело в личных качествах и психологии партнеров. Обычно стороны сначала тратят множество денег и времени на «войну», а за стол переговоров садятся только тогда, когда всем становится ясно, что средства, потраченные на борьбу, напрасны.

При любых обстоятельствах наилучшим способом раздела бизнеса является договоренность «по-хорошему». Это позволит партнерам сохранить время и деньги, а также сохранить репутацию делового человека.

Когда такого рода вопросы обсуждаются заранее, когда партнеры применяют метод сценарного планирования, все происходит «полюбовно», потому что каждый может оказаться в той или иной ситуации.


А ЧТО, ЕСЛИ ВСЕ ПРЕДУСМОТРЕТЬ ЗАРАНЕЕ?


Идеально, если партнеры заранее разрабатывают сценарии, которые, при наступлении различных ситуация будут для них инструкциями как действовать!

Обсуждение и прописание этих вопросов ГАРАНТИРОВАНО спасает бизнес и партнерские отношения от ненужных конфликтов. При возникновении той или иной ситуации, каждый из партнеров не «тянет одеяло на себя», а будет действовать согласно договоренности.

К сожалению, методику сценарного планирования в малом и среднем бизнесе применяют единицы. Это владельцы и управленцы с хорошо развитым стратегическим мышлением.

Список вопросов, по которым должны договориться владельцы-партнеры, не ограничивается перечисленными в этой статье. Количество и качество их обсуждения сильно зависит от уровня мышления владельцев и серьезного отношения к бизнесу.

Екатерина КОВАЛЬЧУК

Совладелец «KOVALCHUK Business-Direct Center ®»
Коммерческий директор
Системный бизнес-тренер, эксперт-консультант
Ключевые темы: совместное владение бизнесом, развитие ключевых компетенций, личная финансовая независимость