“Ищу партнера по бизнесу”: ключевые вопросы, которые нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО задать себе и партнеру!
Что необходимо знать владельцу, прежде чем найти партнера по бизнесу? Как не наступить на грабли при поиске компаньона? Что общего между отпуском и выбором бизнес-партнера?
Последние 10 лет я на профессиональной основе обучаю владельцев бизнеса построению высокоэффективных партнерских отношений. Часто мне задают один и тот же вопрос: “Я ищу партнера по бизнесу. Подскажи, как правильно договориться, чтобы потом не обжечься?”
Прочитайте статью до конца, и вы узнаете ответ на этот и многие другие “наболевшие” вопросы! >>>
Итак, все начинается с понимания первичной потребности - зачем мне нужен партнер?
Я выделяю следующие 5 основных потребностей. Когда нужны…
- ... деньги - ищу партнера-инвестора
- ... компетенции - ищу крутого специалиста высокого калибра
- ... управленческие навыки - ищу партнера-управленца
- ... надежное плечо - ищу партнера, который будет эмоционально поддерживать, заряжать энергией и драйвом
Есть еще пятый вид потребности, которую сложно назвать аргументированной. Это когда партнеры говорят, что начали совместный бизнес, потому что “вместе веселее”, “давно знаем друг друга” и т.д.
☝ Cтоит отметить, что при поиске партнера по бизнесу доверие - базовый критерий. Если мы не доверяем партнеру, нет никакого смысла строить партнерские отношения на заранее слабом фундаменте.
Отпуск и выбор партнера: почувствуйте важность вопроса!
Есть один парадокс, которому я не перестаю удивляться.
Большинство владельцев бизнеса в отпуск готовятся более тщательно, чем при выборе бизнес-партнера!Сравните две ситуации:
|
|
Нужно решить:
2. С кем 3. Когда 4. Какой туроператор выбрать 5. В каком отеле остановиться 6. Что с собой взять 7. Когда забронировать билеты 8. На кого оставить домашнего питомца ... ... 150. Уф, кажется все предусмотрел! |
Нужны деньги. О`кей, у друга есть X тысяч - возьму его в партнеры и не буду париться с поиском! |
!!! Последствия неправильного выбора !!! | |
Потратил: Времени - 2 недели Денег - $2 000 Результат: неудачный отпуск Вывод: ничего страшного, ведь это всего лишь отпуск! |
Потратил: Времени - 5 лет своей жизни Денег - $50 000 Результат: недостижение запланированных финансовых целей, упущенные возможности (а ведь мне уже X лет…) Вывод: вложил в совместный бизнес кучу времени, денег, усилий, креатива, ресурсов… И в итоге не получил ожидаемой отдачи из-за одного-единственного поспешно принятого решения! |
☝ Я хочу донести до вас очень серьезный момент.
Поиск и выбор партнера по бизнесу - это принципиально важное событие в вашей бизнес-жизни!Чтобы потом не было больно, нужно подойти к подготовке максимально ответственно, тщательно и серьезно!
К сожалению, многие владельцы руководствуются только первичной потребностью в партнерстве. Например, нужны деньги - вспоминаю, у кого из окружения есть требуемая сумма и иду предлагать партнерство. Такой подход сильно ограничивает круг поиска и повышает РИСК неправильного выбора.
Портрет целевого партнера
На мастер-классе по партнерским отношениям я всегда спрашиваю: кто хоть раз в жизни делал портрет целевого клиента? Как правило, 70-80% сидящих в зале поднимают руки.
Когда же я спрашиваю…
… если в ответ 1-2 человека поднимут руки - это уже большая редкость!
Чтобы еще раз прочувствовать важность правильного выбора партнера на старте совместного бизнеса, давайте сравним две ситуации.
➤ Если мы не попали в портрет целевой аудитории, то в бизнес-процессы можно по ходу внести корректировки - усовершенствовать продукт, переориентироваться на другой рынок, поменять целевую аудиторию и т.д.
➤ Если же мы не попали в портрет целевого партнера, то его так просто не поменяешь. Когда уже ввязались в договор о совместном владении бизнесом, то прекращение партнерства возможно путем покупки-продажи доли (что не всегда возможно), ликвидации компании и т.д.
Как видите, ставки при проработке портрета целевого партнера НАМНОГО выше
Откровенный разговор наедине с собой
При формировании портрета целевого партнера важно задать себе несколько ключевых вопросов.
- Что я представляю из себя как владелец бизнеса?
- Есть ли у меня предыдущий опыт владения бизнесом? Если да, то каких результатов я достиг?
- Есть ли у меня предыдущий опыт управления бизнесом? Если да, то каких результатов я достиг?
- Какие у меня есть знания, навыки, компетенции, умения, наработки? Как это мне поможет в партнерстве?
- Какой вклад я могу внести в совместный бизнес на старте и в процессе роста и развития компании?
- Какие у меня есть дополнительные ресурсы?
- Какой уровень профессионализма я требую от себя, партнера, команды?
- Что я хочу от совместного бизнеса в контексте личных финансовых и нефинансовых целей? Как партнерство поможет их реализовать?
Заливаем фундамент партнерских отношений
Выбор глубины и типа фундамента зависит от количества этажей. То есть при возведении здания у строителей есть четкое понимание и ожидание того, какой высоты должно выйти сооружение.
А какие у вас ожидания от бизнес-партнера? Вы хотите, чтобы он просто дал деньги и не вникал в управление или наоборот - вам нужен вовлеченный в оперативное и стратегическое управление компаньон? А может вам нужен партнер, который на основе своего опыта профессионально выстроит отдел производства / продаж / маркетинга?
В зависимости от того, почему партнеры нужны друг другу на старте и в процессе роста и развития компании, складываются различные комбинации потребностей, ожиданий и вкладов, а также четкое понимание личных целей каждого из партнеров.
Более подробно об этом я рассказываю на однодневном обучающем мероприятии для партнеров-совладельцев.
Надеюсь, теперь вы понимаете, что искать партнера только лишь по принципу - “Нужны деньги - значит ищем партнера с деньгами” или “Нужны компетенции - ищем крутого специалиста” - мягко говоря, рискованно?
Безусловно, вышеуказанная потребность все равно остается. Но важно учитывать комплекс ключевых аспектов.
Испытательный срок для партнеров
Вот еще далеко не полный перечень вопросов, о которых не задумываются 99,9% владельцев:
- Насколько мне интересна бизнес-идея, которую мы будем совместно реализовывать?
- Насколько совпадает видение будущего совместного бизнеса?
- За какой период я хочу достичь запланированный финансовый результат?
- На какой риск я и мой партнер готовы пойти? Чем готовы пожертвовать?
☝ Типичная ошибка в процессе поиска партнера - излишняя поспешность в принятии решения. К сожалению, многие владельцы начинают искать компаньона, когда все сроки уже горят и нужно “по-быстрому кого-то найти”.
☝☝☝ Я категорически не рекомендую пользоваться такой схемой !!!
Поиск и выбор партнера - это сумасшедшая с точки зрения объема работы и ответственности задача. Поэтому я рекомендую вначале установить так называемый испытательный срок (6-12 месяцев) с намерением работать в партнерстве.
В течение этого времени будущие партнеры имеют возможность окончательно понять, подходят ли они друг другу и выбрать один из двух вариантов:
- быстро разойтись
- начать закладывать прочный фундамент взаимовыгодных и долгосрочных партнерских отношений
Все, что вы читаете в этой статье - из реальной практики разбора партнерских отношений. Каждый день я сталкиваюсь с одними и теми же вопросами и вижу, как партнеры-совладельцы наступают на одни и те же грабли.
Не заложив изначально мощный фундамент и дойдя до 10-го этажа, партнеры понимают, что здание находится в аварийном состоянии и нужно срочно что-то делать.
Меня часто просят помочь залатать трещины в фундаменте. Пусть с нарушением технических норм и правил, главное - чтобы как-то стояло и еще продержалось пару лет... А ведь этого можно было избежать, продумав изначально все входные моменты. Тогда все кирпичики бы плотно соединились в монолитную конструкцию, а партнерские отношения дали бы эффект 1+1= больше 2, а не меньше 0.
2019-05-08 12:20:00