Центр развития владельцев бизнеса

ВЛАДЕЛЕЦ & ЛИЧНОЕ ВРЕМЯ. 8 часов «у станка», когда жить? Диалог Татьяны Ковальчук с клиентом

[ВЛАДЕЛЕЦ

Недавно одна из наших клиентов – Галина – прислала нам вопрос. Да не такой, как нам задают обычно – в двух-трех предложениях, а подробный, с изложением своей точки зрения.

У Галины есть интересная идея – создать компанию, в которой будет короткий рабочий день, а у сотрудников будет возможность время от времени заниматься своими делами. Ведь это несправедливо, если собственник может распоряжаться временем на свое усмотрение и позволить взять выходной по желанию, а сотрудники – нет.

Возможно ли это? Галина попросила Татьяну Ковальчук прокомментировать ее точку зрения.

О взаимоотношениях в коллективе, о рабочем дне, личной жизни сотрудников и многом другом читайте в диалоге Галины и Татьяны.

Галина: В ответе на один из вопросов Татьяна сказала, что она может себе позволить не идти на работу, если нет настроения или еще какие-либо причины. С этим я согласна, так как собственник бизнеса может себе позволить делать такое, он никому не подотчетен, он сам себе хозяин. А вот сотрудник - исполнитель, в вашей компании, может спокойно позвонить и сказать, что у него нет настроения сегодня или желания идти на работу и он хочет сегодня уделить время себе?

Татьяна Ковальчук: Безусловно, собственник бизнеса имеет большую степень свободы и большую возможность выбора, чем сотрудник-исполнитель.

Платой за эту возможность является то, что собственник бизнеса несет личную финансовую ответственность за все, что происходит или может произойти в бизнесе.

Понимая свою высокую ответственность за реализацию бизнес-идеи, огромное желание получить определенные результаты и дать возможность своим сотрудникам зарабатывать деньги, собственник может распределять время, исходя из своего физического и эмоционального состояния. И это происходит у меня не потому, что «я могу себе это позволить», а потому, что я четко определяю, насколько эффективно сработаю в то или другое время.

Что касается сотрудников в моей компании, то все отношения у нас построены на полном доверии. Сотрудник может позвонить и сказать: «Я себя плохо чувствую, разрешите мне побыть дома». Я никогда не прошу принести больничный лист, потому что точно знаю, что обстоятельства бывают разные. Знаю и верю в то, что каждый сотрудник пользуется этим своим правом по прямому назначению, а не с подпольной формулировкой «у меня нет сегодня желания идти на работу». Как руководитель, я стараюсь делать все, чтобы желание идти на работу было. Не реже одного раза в полгода я разговариваю с каждым сотрудником о его мотивации работать в нашей компании.


Галина: Как вы считаете, Татьяна, следует учитывать психологические особенности женщины и мужчины в работе? Поощрять увлечения своих сотрудников и давать им возможность заниматься своими вопросами в рабочее время? Как Вы думаете, допустимо ли сокращение рабочего дня с 8 часов до 6-ти часов, что даст возможность людям больше времени уделять своей жизни, семье?

Татьяна Ковальчук: Когда я принимаю на работу сотрудников, я с ними четко обговариваю продолжительность рабочего дня и время начала и окончания рабочего дня. Некоторые сотрудники начинают рабочий день в 9 часов утра, некоторые в 10 – это зависит как от функциональных обязанностей, так и от семейных обстоятельств. У нас в компании есть сотрудник, который увлечен фотографией и сразу сказал, что один рабочий день в неделю он хочет уделять своему увлечению – он работает 4 дня в неделю и меня и его это устраивает. Честно говоря, я думала, что он долго не продержится в нашей компании, но, когда пришло время в очередной раз поговорить о мотивации, я с удивлением услышала от него четкую позицию, почему он хочет работать именно в нашей компании.

Кроме того, бывают разные жизненные обстоятельства, когда необходимость в сокращенном дне или неделе возникает уже в процессе длительной работы. Примерно год назад одна из сотрудниц заранее предупредила (у нас есть такая договоренность), что она планирует уйти в декретный отпуск. Когда я думала о том, как лучше выйти из этой ситуации, я предполагала, что сотрудница уйдет надолго (второй ребенок, обеспеченная семья) и я вынуждена буду брать другого сотрудника на ее место. Но, опять-таки, каково было мое удивление, когда она попросила оставить за собой место работы, потому что часть обязанностей (на 1 рабочий день в неделю) сможет продолжать выполнять сразу, а через полгода выйдет на более продолжительную рабочую неделю. Как раз в сентябре мы будем решать вопрос о формате дальнейшего взаимодействия. Да, именно взаимодействия.

Я рассматриваю своих сотрудников не как наемных работников, а как партнеров, и такая позиция дает мне возможность учитывать все обстоятельства, которые у них возникают, слышать их и понимать.

Но заниматься своими делами в договоренное рабочее время – категорически нет.

Как только была написана эта фраза, в моем корпоративном скайпе появилось сообщение-вопрос от сотрудницы, помещаю без корректировок:

Резюме: значит, и в рабочее время я отпускаю сотрудников, но по очень важным делам.

Учитываю ли я психологические особенности женщин и мужчин в работе? Наверное, нет. Разве что, не разрешаю женщинам переносить тяжести, даже, когда надо просто перенести стул из одной комнаты офиса в другой – на это есть мужчины.


Галина: Почему у меня возникают такие вопросы? Потому, что в наше время сложился стереотип, что работа главное в жизни и без неё у человека не будет ничего хорошего, поэтому многие спешат на работу, даже на нелюбимую работу, удовольствий не получают, да еще и работают более чем 8 законных часов. Они даже не понимают, что в жизни есть еще масса других интересов, на которые так же необходимо время.

Татьяна Ковальчук: Моя позиция по этому вопросу следующая.

На каком-то этапе жизни работа может стать главным делом. Любому человеку важна финансовая безопасность, хорошее питание, жилье, обеспечение детей и близких людей, за которых несем ответственность, качественный отдых … - на это все нужны деньги. Слово «работа» у меня ассоциируется сначала со знаниями, информацией, приобретением личного опыта, развитием, карьерным ростом, а только после этого с определенным соответствующим доходом.

Согласна с тем, что работодатель должен с уважением относиться к личному времени сотрудников, я стараюсь поступать именно так. Задержка на работе, как исключение, а не как правило. Хотя тех людей, которые хотят внести бОльший вклад в результат компании и продвинуться по карьере (взяв на себя бОльшую ответственность) я приветствую и даю такую возможность.

«Масса других интересов» будут реализованы более качественно, если на это будут деньги. Давайте смотреть правде в глаза!


Галина: Если вдуматься, то современный человек в 8 утра уходит на работу и приходит в 19 вечера, а то и в 20, 21, что нравится большинству собственников. А жить когда человеку? В лучшем случае 2 часа утром и 4 вечером, 6 часов, а бывает и 5. А работа занимает 9, с учетом временного обеда. Вот и получается, что собственник себе может позволить делать то, что он считает необходимым, жить так как он хочет, а исполнитель нет.

Татьяна Ковальчук: Я знаю большое количество людей, для которых работа, а скорее самореализация – это значительная часть жизни.

Как ни странно покажется автору этих вопросов, но такие люди на работе тоже живут и жизнь проходит достаточно качественно. Мама жены моего сына работает в детском саду. Когда у нее наступает длительный летний отпуск, она не может дождаться, когда снова выйдет на работу. Она скучает без своих воспитанников, а когда встречается с ними, то получает огромное удовольствие от общения с ними, вкладывая не только свое время, но и свою душу (кстати, рабочий день у нее 6 часов).

Кроме двух часов утром и четырех часов вечером, есть еще два выходных дня (!) и отпускной период. Если правильно организовать это время, его хватит на все основные дела и на всех значимых для нас людей.

Важно не количество проведенного времени, а качество взаимоотношений. Сказать своему ребенку: «я тебя люблю, ты у меня самый лучший» (утром) и узнать, как прошел день, что для него было важным (вечером) много времени это не занимает, а если вечер – дети у компьютера, родители у телевизора, зачем больше времени?

В то время, когда сотрудник-исполнитель проводит с семьей отведенные ему вечером 4 часа, собственник живет не «так как хочет», а так как позволяет ему его бизнес. Сотрудник-исполнитель даже не подозревает, что собственник бизнеса до позднего времени получает информацию о том, например, где в данный момент находятся машины с товаром, которые курсируют по дорогам страны. Он решает вопросы типа «поломка машины, что делать?», «машина попала в аварию, что делать?», «по дороге вскрыли машину, и пропала часть товара, что делать?». Собственник думает о том, как улучшить ассортимент, как обойти конкурентов – как создать возможность, чтобы сотрудник-исполнитель мог зарабатывать деньги в его компании.

Главная задача собственника – думать. Как говорил еще Генри Форд «думать – это самое трудное дело, именно поэтому им занимаются немногие». И основное над чем думает собственник бизнеса «как наконец-то добиться того, чтобы жить так, как хочу?». И если ему это удается – это не только его личная победа, но и победа коллектива, который осознанно и по своей доброй воле идет с ним рядом.


Галина: У меня в последнее время возникло убеждение, что данный кризис это очень хорошо. Хорошо то, что производство уменьшает свои объемы и работников переводят на 4-х часовой рабочий день, у них есть возможность реализовывать себя в других сферах. С другой стороны, вредные производства останавливаются, тем самым сохраняется окружающая среда. Уменьшается производство товаров, которых уже переизбыток на планете и зачастую ненужные человеку. Большие производства рушатся, тем самым дают дорогу малому производству, которое будет выпускать необходимую продукцию на определенной территории. И люди будут заняты и все необходимое будет. Да и женщины могут больше уделять себе и семье. На мой взгляд, будущее за маленькими компаниями, а большие компании могут действовать в определенных сегментах рынка. Это в советские времена насаждалось убеждение, что на первом месте должна быть страна, работа, а потом сам человек, его интересы, семейные отношения, в настоящее время возможны перемены. Недаром, Вы, Татьяна, продали свой бизнес, связанный с производством.

Татьяна Ковальчук: Безусловно, любой кризис (как и любое другое событие) имеет как отрицательные, так и положительные последствия.

Я считаю, что положительная сторона данного кризиса в том, что он должен показать многим людям, что потребительские кредиты – это не есть хорошо. Когда ты покупаешь желаемую вещь (например, автомобиль) тогда, когда ты на нее еще денег не заработал, а уже хочешь иметь. И пропадает мотивация зарабатывать, вещь-то уже моя, я уже за рулем, все вокруг в восторге. Я не буду подробно описывать то, как мы зарабатывали деньги на свою первую иномарку, как вечерами просчитывали, сколько нужно произвести и продать товара, чтобы реализовать эту цель. Как действительно быстро заработали деньги и именно тогда поняли, что такое целевое планирование.

Я не могу разделить радости автора вопросов в том, что закрываются, останавливаются или сокращаются производства. Может быть потому, что я видела глаза людей, которые задействованы были на нашем производстве, именно в то время, когда приходилось переводить их на неполную рабочую неделю. Глаза были наполнены тревогой и неуверенностью в завтрашнем дне.

Один из наших заводов находился в Чечельницком районе Винницкой области – это то место, где работы практически нет вообще. Единственное работающее производство – наш завод. Мужчинам работать негде, денег в семью принести неоткуда – или пьянки, или отъезд на заработки. Рушатся мечты, рушатся семьи. Вы об этом не знаете или не хотите знать?

Огромное количество мужчин и женщин из Западной Украины работают либо в больших городах, либо в других странах. У них нет даже этих 4 часов вечером с семьей. Они приехали домой на день-два отдали деньги жене, чтобы не голодали дети и уехали обратно. Почему? Потому что в их регионе закрылись производственные предприятия.

Малый бизнес, безусловно, нужен. Малый и средний бизнес – это основа экономической мощи любого государства. Основные производственные предприятия в нашей стране как раз и относятся к этой категории бизнеса.

Безусловно, на первом месте должен быть человек, как личность, с его личными целями и устремлениями. К счастью, сегодня у каждого из нас есть большие возможности для реализации и реальное право выбора, как себя реализовывать в жизни, сколько работать, когда и где.

Мы продали свой бизнес (заметьте, продали, а не закрыли), связанный с производством только после того, как он выполнил свою роль, которая была связана с нашими личными финансовыми целями.

Я горжусь тем, что на всех производственных предприятиях, которыми владеют уже другие собственники, остался весь коллектив, что бизнес живет, развивается и имеет право на будущий успех. Начатое нами дело продолжается.


Галина: Если вдуматься. Во времена рабовладельчества люди работали по 12-16 часов, в феодальное время люди работали по 10. Во время бурного развития капитализма человечество пришло к еще меньшему количеству рабочего времени, за счет развития новых технологий, орудий труда, организации процессов. И как результат практически 8 часов работы, это средний показатель. Есть страны, в которых рабочего времени больше или меньше. Человечество все время стремилось уменьшить количество времени занятости на производстве работодателей и не ограничивало себя в занятости, работая на себя лично. Что происходит в нашей стране? Практическое увеличение рабочего дня, возврат к феодализму.

Татьяна Ковальчук: Моя позиция коротко.

Сегодня положение на рынке труда следующее: работодатель и сотрудник не две противоборствующие стороны, а два партнера, которые договариваются о взаимовыгодном сотрудничестве.

Что будет выгодно – они решают сами. Сегодня, как никогда у каждого есть право выбора. Пользуйтесь им! И самое главное, знайте себе цену!


Галина: Исходя из сказанного, я прихожу к выводу, что хочу организовать компанию, где женщина сможет работать до 5 часов в день, а мужчина исходя из своего желания - хочет 8,9 часов, на здоровье, как говориться. Он мужчина, ему необходимо. Если я, собственник, могу себе позволить не работать или работать столько, сколько я хочу, тогда почему я не могу позволить этого исполнителю? Многие скажут, что производительности не будет и прибыль упадет. А я думаю, что весь вопрос в организации процесса, и такую компанию возможно организовать с гибким графиком работы. (С уважением, Галина Баценко)

Татьяна Ковальчук: Хорошо, когда женщина может себе позволить работать 5 часов в день или вообще не работать. Но, к сожалению, есть много женщин, у которых дети на руках и только они несут ответственность за их будущее.

Я не буду комментировать данную модель компании и позицию собственника, потому что каждая позиция имеет право на жизнь.

Автору я желаю одного – перейти к активным действиям и получить желаемый результат!

Татьяна КОВАЛЬЧУК

Основатель и совладелец центра.
Главный разработчик всех обучающих программ, бизнес-консультант.

Ключевая компетенция:
системный подход к бизнесу, стратегическое видение и аналитический склад ума, развитие и масштабирование компаний, внедрение системы финансового владельческого контроля.

×
«PRO ПАРТНЕРСТВО» как выстроить отношения в совместном бизнесе
Книга «PRO ПАРТНЕРСТВО»
как выстроить отношения в совместном бизнесе
«PRO ПАРТНЕРСТВО» как выстроить отношения в совместном бизнесе

Авторы: Екатерина Ковальчук и Петр Синегуб

Язык:

Стоимость: 380 грн.

Купить книгу с помощью чат-бота в Telegram

«PRO ПАРТНЕРСТВО» как выстроить отношения в совместном бизнесе